Примочки для гитары
Гитарными примочками в среде музыкантов принято называть педали эффектов. И хотя слово "эффекты" литературно более грамотно, но традиция есть традиция. Таких эффектов множество и они позволяют не только преобразить звучание Вашей гитары либо бас-гитары до неузнаваемости, но и, главным образом, помочь внести необходимые акценты в композицию, а также добавить аранжировке выразительности.
В данной статье мы рассмотрим основные типы существующих гитарных эффектов и примочек, а также попробуем познакомить Вас с особенностями и сферами применения каждой из них.
Принцип "одна педаль эффекта значит один эффект" уже давно перестал быть актуальным из-за появления на рынке множества различных гитарных процессоров. Гитарный процессор по сути своей включает определённый набор эффектов, которыми вы можете пользоваться по своему усмотрению. Тем не менее многие музыканты по-прежнему отдают предпочтение цепочкам из гитарных эффектов (педалбордам). Это связано с большей гибкостью и возможностью более тонко подобрать комплект, который соответствует конкретным требованиям. Несмотря на всю дороговизну такого метода, большинство гитаристов по-прежнему старательно подбирают эффект за эффектом. В наши дни примочки создаются не только для электрогитары, но также имеются примочки для бас-гитары, для акустической гитары, для скрипки, а также вокальные примочки. При этом никто не запрещает применять один тип примочки по отношению к совершенно иному инструменту.
Как выглядит гитарная примочка?
Гитарная примочка представляет собой небольшую коробочку с входом и выходом для гитарного кабеля, а также ряд ручек настройки эффекта и кнопку включения и выключения, которая переключается нажатием ногой. Отсюда альтернативное название гитарных эффектов - педали эффектов.
Сегодня примочками пользуются практически все гитаристы. Руки гитариста постоянно заняты, поэтому переключение эффекта возможно лишь ногой при напольном расположении устройства. О регулировке эффекта ногами речь не идёт, имеется в виду лишь включение и выключение того либо иного эффекта во время игры.
Теперь непосредственно перейдём к ознакомлению с основными типами данного гитарного аксессуара.
Гитарные примочки с эффектом перегруза (overdrive, distortion, fuzz)
Вероятно именно с этим типом эффектов связаны представления большинства слушателей о электрогитаре. Родился этот эффект совершенно случайно, когда одну из первых электроакустических гитар подключили к усилителю с повреждённым динамиком, что внезапно вызвало фурор у публики. В результате было решено повторить это звучание путём перегрузки звукового сигнала. По сути происходит ограничение звуковой волны по амплитуде.
Собственно говоря, в дословном переводе Overdrive и означает перегрузку. Это один из самых узнаваемых эффектов и именно он заставил электрогитару петь таким образом, что уже многие десятилетия подростки по всему миру в восторге от этого инструмента. Сегодня Overdrive-педали звучат уже немного старомодно, винтажно и лучше всего подойдут для исполнения в таких стилях, как Pop-Rock, Blues, Jazz-Rock, Fusion. Тем не менее и в более тяжёлых стилях находится место для гитарного Overdrive-эффекта.
Distortion переводится, как искажение. Этот эффект получился в результате пропускания гитарного сигнала через двойную перегрузку. То есть по сути дисторшн (distortion) явлеятся двойным overdrive. Благодаря этому, звучание становится ещё более протяжным и певучим при исполнении мелодических партий, а при высекании аккордов - резким и мощным. Применяется этот эффект повсеместно и во всех стилях. Никакия метал-музыка не может обойтись без использования педалей distortion в принципе.
Если же и этого Вам мало, то частный случай distortion-педалей - эффект Hi-Gain. По сути это верх того, что может достичь distortion-эффект не теряя свой разборчивости и певучести. Подключив гитару к такой примочке вы ощутите, как гитара реагирует даже на малейшие касания струн на грифе. Чувствительность инструмента в данном случае максимальна и стоит быть очень осторожным с применением этого эффекта на практике. Превратить общее звучание группы в дико-неразборчивую кашу и получить обратный желаемому эффект невероятно легко, используя Hi-Gain педаль.
Фузз (Fuzz) - это самый резкий и неразборчивый вариант эффекта перегрузки. Он появился при попытках получить перегруженный звук на первых транзисторных гитарных усилителях. Fuzz-перегрузка достаточно жёсткая и по звучанию близкая к Distortion и Hi-Gain. Вместе с тем такой эффект в отличие от упомянутых характериуется потерей исходного тембра сигнала, а также придаёт звучанию ярко выраженный "органно-кларнетный" окрас звучания. Этот эффект специфичен и используется достаточно редко в наши дни. Возможно, самым известным музыкантом, который активно использовал при исполнении своих композиций на электрогитаре педаль fuzz-эффекта, является Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix).
Гитарные педали частотной и динамической обработки сигнала (Equalizer, Compressor)
Эквалайзер (Equalizer) зачастую выделяется среди остальных примочек обилием ручек регулировки. Такая гитарная примочка позволяет избирательно корректировать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала в зависимости от частоты. То есть при помощи эквалайзера можно подчеркнуть определённые частоты либо наоборот заглушить те частоты, которые через чур выбиваются из общей картины звучания. Особенно полезна данная примочка будет при использовании в цепи эффектов.
Компрессор (Compressor), как следует из названия, компрессирует звук инструмента, делая меньше разницу между самым тихим и самым громким звуком. Очень удобная педаль, которая позволяет сделать ваш инструмент более сочным и читаемым в миксе, а также скрыть некоторые недостатки звукоизвлечения. К сожалению, избыток данного эффекта сводит на нет динамику игры, за счёт чего исполняемая партия становится безжизненной и изрядно теряет свою выразительность, равно как и эмоциональность.
Гитарные эффекты реверберации и иммитация эхо (Reverb, Delay)
Ревербератор (Reverb) иммитирует пространство и придаёт объёмность звучанию. Принцип действия построен на эффекте постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях от препятствий (например, стены помещения). С этим эффектом необходимо работать очень аккуратно, ведь с увеличением реверберации уменьшается читаемость партии. Современную музыку просто невозможно представить без использования Reverb-эффекта.
Дилэй (Delay) в буквальном смысле переводится, как эффект задержки. Delay-эффект иммитирует чёткие затухающие, подобно эхо, повторения исходного звукового сигнала. В отличие от реверберации, Delay-педаль не вносит изменения в частотную характеристику сигнала, а лишь повторяет его определённое количество раз с определённым шагом.
Эхо (Echo) объединяет в себе оба вышеупомянутых эффекта. Чаще всего такого плана эффект легче встретить в гитарных процессорах, нежели среди гитарных примочек. Также эхо многие предпочитают заменять либо сочетанием Delay и Reverb педалей подключённых последовательно, либо просто Delay-эффектом.
Прочие типы гитарных эффектов (Chorus, Flanger, Phaser, Wah-Wah и другие примочки)
Хорус (chorus) иммитирует многоголосное хоровое звучание. Благодаря этому эффекту, звук становится более насыщенным обертонами, становится сочным и объёмным. Несмотря на своё название, chorus не размножает сигнал путём сдвига, как это делает Delay-педаль, а просто насыщает его.
Эффект Flanger (флэнжер) зародился на волне психоделик-рока и как бы закручивает звучание. Гитарный звук пропущенный через flanger-эффект становится подобен звуку двигателя реактивного самолёта при взлёте. Принцип его работы подобен chorus-эффекту. Главное отличие состоит в задержке искажённого сигнала на 5-20 мс и добавлением эффекта обратной связи (feedback).
Wah-wah педаль получила своё название от звука, который она издаёт ("вау-вау"). За такое квакающее звучание она также получила среди гитаристов название "квакушка". Своей известностью Wah-wah эффект, равно как и Fuzz, обязан Джимми Хендриксу (Jimi Hendrix).
Выделяют две разновидности эффекта: автовау и wah-wah с педалью экспрессии. Автовау, что следует из названия, работает в автоматическом режиме и сила эффекта напрямую зависит от уровня входящего сигнала. В случае Wah-wah с педалью экспрессии, гитрарист самостоятельно контроллирует интенсивность эффекта нажатием на педаль.
Phaser (фэйзер) эффект по звучанию отдалённо напоминает Flanger, который перемещается (вращается) в пространстве, но принцип его реализации совершенно иной. Phaser-эффект достигается путём фильтрации исходного сигнала с созданием серии максимумов и минимумов в его спектре.
Октавер (octaver) позволит продублировать звучание Вашей гитары с тональным смещением. Обычно копия исходного сигнала звучит на октаву-две выше либо ниже его.
Дальнейшим развитием предыдущего эффекта является Harmonizer (гармонайзер). Он открывает перед гитаристом куда большие возможности, ведь дублированный сигнал можно смещать по полутонам в верх и вниз в диапазоне двух октав от исходного. Зачастую Harmonizer и Octaver эффекты объединяют в один.
Vibrato и tremolo эффекты в большинстве случаев исполнены в виде одной педали, которая включает оба. Оба эффекта работают на принципе циклического изменения высоты, громкости или тембра звучания гитары с заданным периодом.
Очень интересен Whammy эффект. Он может быть полезен любителям большинства гитар типа Gibson, которые оснащаются фиксированным бриджем без машинки тремоло и Floyd Rose устройств. Выглядит Whammy, как педаль экспрессии, нажатием на которую гитарист может оказать влияние высоту тона.
Amp simulator позволяет иммитировать звучание гитарного усилителя и оживить звучание гитары, сделать его более приятным слуху. Достаточно специфичный эффект. Будет полезен тем гитаристам, которые уже полностью определились с тем, каким должен быть их фирменный звук, и которые хотят иметь возможность воссоздать его в любых условиях.
Booster-педаль, в свою очередь, усиливает исходный сигнал не вмешиваясь в содержимое исходного сигнала. То есть, такая педаль будет актуальна в том случае, когда Вам надо резко повысить громкость инструмента сохранив все тонкости его звучания.
Многофункциональные гитарные педали эффектов
Производители гитарных педалей стараются удовлетворить запросы гитаристов и предлагают гитарные примочки, где сочетаются несколько эффектов подобного типа, либо взаимодополняющие эффекты. Среди таких примочек можно выделить легендарную примочку Marshall JH-1 JackHammer, в которой сочетаются Overdrive и Distortion эффекты.
Примеры многофункциональных примочек, где Вы получаете целый комплекс взаимодополняющих эффектов: бас-гитарная Dunlop M80, сочетающая в себе директ-бокс, эквалайзер, овердрайв и гейт эффекты, а также педали Dunlop SW95 и Rocktron Black Cat Moan, которые объединяют Wah-wah с педалью экспрессии с мощным Distortion эффектом.
Напоследок хочется заметить, что каждую педаль лучше всего слушать в связке с конкретной гитарой и конкретным усилителем. Поэтому рекомендуется сначала купить комбик для гитары, а лишь потом относительно связки гитара+кабель+усилитель подбирать примочки. Не существует плохих либо хороших педалей! Существуют подходящие Вам примочки, а также примочки, которые подходят другим гитаристам!
Мы будем рады видеть Вас в стенах нашего магазина и предоставить возможность живьём насладиться звучанием любого из представленных на сайте эффектов в связке с Вашей гитарой!